А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ы | Э | Ю | Я | Все

Фото автораЛюбен Дилов (в Болгарии его называют Любен Дилов-баща, то есть Любен Дилов-отец, так как его сына, известного писателя и политика, также зовут Любен Дилов) — прозаик, публицист, очеркист, видная фигура болгарской НФ 1960-1990-х гг. Родился в Червене Бряге 25 декабря 1927 года, с 1939 г. жил в Германии, после войны вернулся в Болгарию. Окончил отделение болгарской филологии Софийского университета, работал в редакциях журналов «Септември», «Картинная галерея», в аппарате Союза писателей. В печати дебютировал в 1951 г. с очерками и реалистическими рассказами. В 1953 г. вышла первая книга Дилова — сборник рассказов «Голуби над Берлином» («Гълъби над Берлин»). Лауреат премий «Еврокон-3» (Польша, Познань, 1976) — за роман «Путь Икара», «Карел Чапек» (Чехия, 1991) — за вклад в культуру и др. Учредитель национальной жанровой премии «Гравитон» (вручается с 1991 г.).
К НФ Дилов обратился в конце 1950-х гг., дебют в жанре — роман «Атомный человек» (Атомният човек, 1958) о путешествии в мир коммунистического будущего. Написанный в традициях научно-прогностической НФ 1950-60-х гг. дебютный роман — самая слабая книга писателя, никогда, кстати, не причислявшего себя к жанровым авторам и рассматривающего фантастику как литературный прием, метод. Интереснее была вторая книга — фантастический детектив «У страха много имен» (Многото имена на страха, 1967; рус. — 1970) о возможном переустройстве человека путем удаления «органа страха».
Дилов — один из самых разносторонних авторов болгарской НФ, изящный стилист, уровень таланта которого сопоставим с братьями Стругацкими и С. Лемом. Он одинаково успешно пишет социально-философскую и пародийно-юмористическую НФ, сатирический гротеск и фантастический детектив. Рассказам, составившим сборники «Накорми орла» (Да нахраниш орела, 1977), «Двойная звезда (Двойната звезда, 1979) и др. присуще пародийно-сатирическая интонация, Дилов иронизирует над космическими и технологическими амбициями человечества. Метко охарактеризовал Дилова О.Сапарев, назвавший фантаста «ироничным скептиком и фривольным моралистом». Из крупных произведений 60-х выделяется философский роман «Тяжесть скафандра» (Тяжестта на скафандъра, 1969), оригинально трактующий тему Контакта (Контакт как форма космического флирта). Но проблематика романа гораздо шире — символично название: Тяжесть скафандра — это «физическая ограниченность человеческого существования, всецело зависимого от машин, без которых человек беззащитен в ледяном ужасе Космоса» (Сапарев О. Фантастиката като литература. С., 1990. С. 128). Из ранних книг Дилова выделяется так же книга новелл (скорее — роман в рассказах) «Мой странный приятель — астроном» (Моят странет приятел — астрономът, 1971), которой присуще больше лирико-философская наполненность, нежели гротесковые эффекты.
Наиболее значительное произведение Д. 1970-х — многоплановый роман-утопия «Путь Икара» (Путът на Икар, 1974), названный О. Сапаревым «самым амбициозным романом Л. Дилова». В основе сюжета — многовековой полет очередного «звездного ковчега» (в данном случае в роли звездолета выступает астероид), но основное внимание сосредоточенно на психологических и нравственных проблемах (например, конфликт поколений), возникающих в среде звездных скитальцев.